Фото: Дмитрий Суворов (@dimaplenka)
Знаменитая сцена из «Отчаянных домохозяек», в которой Габи снимает стресс при помощи шопинга, — больше, чем эпизод знаменитого сериала. Это — воплощенный общественный запрос на желаемый формат потребления. Высокий уровень обслуживания, искренний сервис и, конечно, эстетика диктуют тренды и преображают ретейл.
Фэшн-ретейл сегодня не только про моду и одним из первых выбрал новый формат. В нем конкурируют не продукты и бренды, а впечатления и пользовательский опыт. Восторг, эмоции — вот что действительно важно.
Продукт как арт-объект
В условиях тотального изобилия конкуренция характеристик уходит на второй план. За исключением случаев, когда требуется продукт под узкий запрос или необходимо вписаться в строго определенный прайс, внимание сосредоточено на других аспектах. И часто — даже не на самом продукте. Становятся важны суммарные впечатления.
- Антураж: оформление композиции и расстановка, акценты, уровень освещенности и даже температура — все это влияет на комфорт и пользовательский опыт. Трудно насладиться процессом созерцания и, возможно, покупки, когда в помещении слишком холодно или, наоборот, душно; чрезмерно тускло или ярко; тесно или до тревожного просторно.
- Взаимодействие с продавцом (или консультантом/специалистом): оно должно быть на высоте и оставлять после себя исключительно приятное послевкусие.
- Уникальный опыт: особенно ценен, если позволяет сделать контакт с продуктом полнее и богаче, добавив новые грани уже известным характеристикам и ситуациям использования.
Потребление, граничащее с прикосновением к настоящему искусству — то, чем точно запомнится продукт или услуга среди множества похожих.
Магазин — это музей
Отличие лишь в одном: понравившийся экспонат можно приобрести и забрать домой. Именно этой идеей руководствовался бренд Choux, открывая двухэтажный бутик на Патриарших. Смысловое наполнение бренда, граничащее с «максимальной шизой» (как утверждает основательница Choux, Виктория Молдавская), отображено не только в предметах одежды, расположенных на полках и вешалках. Оно — в самих этих полках и вешалках. А еще в стенах, полу, потолке.
Заходя в бутик, покупатель полноценно погружается в визуально воплощенный стиль. Скафандр для этого не требуется — только максимально выверенный каждый миллиметр пространства. Цвета, формы, линии — вместе они превращают шопинг в перформанс, частью которого можно стать, не приобретая входного билета: достаточно просто войти в магазин.
И какая же завершенность идеи без игровых механик?
Бренд Lime, разделяя идею о том, что магазин — это музей, не смог остаться в стороне: на последнем (четвертом) этаже их флагманского магазина на Кузнецком Мосту расположилось полноценное арт-пространство под названием Gallery. Оно зарезервировано под выставки и мероприятия бренда.
Витрина — это искусство
Иногда бутик может стать порталом в другой мир. Заходя в такое место, ощущаешь себя героем фильма или сериала.
Например, бутик украшений Viva la Vika: едва ли покупателей минует настоящее погружение в мир полнометражной ленты «Барби», когда они переступают порог. Сочные розовые оттенки, скругленные углы, акцентное освещение — буквально несколько шагов отделяют улицу от удивительно стильных кинематографичных декораций.
Но все же это — бутик. Который расширяет впечатления от покупки, бережно располагая их в шкатулке с бриллиантами нового опыта.
К слову, ярко выраженную схожесть помещения со шкатулкой усиливают стены, обитые ковролином: они напоминают бархатную обивку, в которой так и хочется бережно расположить собственные украшения.
Не менее интересное решение представил бренд The Cultt. Его сумки (здесь их называют лоты) не просто распределены по залу, а расположены как инсталляции.
А главный лот месяца и вовсе парит в воздухе. Дополнить впечатления предлагается аудиогидом: с его помощью можно узнать уникальную историю той самой «парящей сумки».
Шопинг — это праздник
У многих из нас приобретение той или иной вещи ассоциируется с праздником: покупка символизирует новую ступень, которой удалось достичь, или просто украшает собой важное событие. А когда внутренний праздник подкрепляется внешним, эффект множится сразу на 10. Именно эта идея лежала в основе летнего показа бренда Lichi, посвященного кружеву и цветам.
При создании коллекции, которая так и называлась — Lace and Flowers, дизайнеры вдохновлялись утонченностью и изысканностью викторианской эпохи. Поэтому выбор места для показа играл решающую роль. Наряды, в которых, как в янтаре, запечатлился ход времени, смотрелись бы гораздо более блекло в современных интерьерах с прямыми линиями. Им требовался масштаб и в то же время плавность. Локацию подбирали так, чтобы была гармония: событие прошло в московском особняке «Роял».
Эффект превзошел все ожидания: модный показ балансировал на грани театральной постановки и художественной мистификации
Взаимодействие с клиентом — это творчество
Обстановка крайне важна для любого события и процесса. Особенно если процесс творческий.
Именно эта идея вдохновила divan.ru на создание дизайн-дома — точки притяжения для всех, кто, как и мы, с головой погружен в дизайн.
В этом концепте мы объединили все, что необходимо для плодотворной работы, которая принесет и удовольствие, и результат. Поэтому в дизайн-доме есть:
- библиотека — полный, исчерпывающий каталог мебели, краски, плитки, авторских обоев, молдингов и других материалов от divan.ru и партнеров компании;
- консультации и поддержка экспертов — специалисты divan.ru готовы оказывать помощь с выбором и предложить решения по подбору мебели и декора. Также на месте можно обсудить кастомизацию мебели: изменения по цвету, размеру и материалам, фактически создавая мебель по собственному дизайну. Это добавляет гибкости для дизайнерских проектов;
- коворкинг — творческий процесс не исчерпывается фазой активной работы — именно поэтому в дизайн-доме есть зоны не только для плодотворного труда, но и для отдыха и общения;
- пространство для событий — мероприятия дизайн-дома будут интересны всем, кто интересуется мебелью и дизайном. Здесь можно найти единомышленников и реализовать одну из главных потребностей профессионалов — обмен опытом.
Фото: Дмитрий Суворов (@dimaplenka)
Вместо выводов
- Фэшн-ретейл все больше ориентируется на создание уникальных впечатлений. Это не мимолетный тренд, это идея, которая останется с нами надолго и приведет к трансформации индустрии в целом.
- В условиях высокой конкуренции и стремительного развития технологий бренды стремятся выделиться с помощью нового подхода к взаимодействию с покупателем: развивают интерактивные и персонализированные сервисы, интегрируют технологии дополненной реальности и искусственного интеллекта.
- Задача фэшн-ретейла — не удивить ради самого факта удивления, а углубить и расширить опыт взаимодействия с идеей и концепцией бренда. Именно благодаря этому приобретаемый продукт обрастает подробностями, которые делают его по-настоящему значимым.
Фото: Дмитрий Суворов (@dimaplenka)