Ежедневно мы сталкиваемся с массой вещей, давно ставших привычными. И даже если временами пользование ими вызывает трудности, мы обычно виним себя. Автор книги считает иначе и видит проблему в неудачном дизайне. Можно ли создать вещь, которая одновременно будет практичной, абсолютно удобной и вместе с тем оригинальной, красивой и доставляющей удовольствие? Дональд Артур Норман уверен в том, что можно, и в увлекательной форме объясняет, как это сделать.
Фото: Cottonbro Studio / Pexels
Что за книга
Всю свою долгую жизнь (сейчас ему 88 лет) ученый занимается исследованием пользовательского опыта и его взаимосвязи с психологией. Интересно, что изначально эта книга называлась «Психология привычных вещей». Однако затем автор решил изменить его и объяснил это так: «Я был так же близорук, как и дизайнеры, изобретающие неудобные в использовании устройства. Выбирая первое название, я угождал себе лично и не учитывал восприятия читателей».
Дизайн повсюду
В одной знаменитой песне есть слова «Love is in the air, everywhere i look around» («Любовь повсюду, куда бы я ни посмотрел»). Эта строчка справедлива и для дизайна. Он, без преувеличения, повсюду.
Абсолютно все, чем мы пользуемся, было однажды кем-то придумано, спроектировано и произведено. И наверняка перед нами не первый прототип, будь то фломастер или компьютерная мышь. Методом проб и ошибок каждая вещь менялась, чтобы в нынешнем виде попасть в наши дома и закрепиться в них.
Тем не менее не все, чем мы пользуемся, по-настоящему удобно. Наверняка с вами хотя бы раз в жизни происходили следующие казусы:
- безуспешная попытка открыть на себя дверь, которая открывается от себя, или наоборот;
- включение неправильной конфорки на плите (их количество не имеет значения);
- включение светильника не с первого раза, если клавиш на выключателе больше, чем одна.
И это первое, что приходит в голову. В действительности подобных ситуаций множество. Почему же мы ошибаемся?
Фото: Tima Miroshnichenko / Pexels
Нужны подсказки
Сама вещь своим внешним видом или устройством должна подсказать, как с ней правильно обращаться. Иными словами — элементарная «инструкция», заложенная в дизайн — гарантия успешного и приятного пользовательского опыта.
Понятный образ действия
В своей книге Норман приводит такой пример. Однажды друг оставил ему на время автомобиль и положил на сиденье записку: «Должен тебя предупредить: чтобы достать ключ из замка зажигания, нужно включить заднюю передачу». Без этой инструкции временный хозяин ни по каким другим признакам не догадался бы о том, как надо действовать.
В сложных случаях на помощь нашим внутренним знаниям приходит краткое руководство или несколько графических символов — на самом изделии или рядом с ним.
Невольно вспоминаются сенсорные водопроводные краны: по сей день успешно изменить напор воды на них могут буквально единицы. При этом подсказки, как это сделать, на кранах отсутствуют.
Логичная концептуальная модель
Чтобы успешно пользоваться вещью, необходимо понимать общие принципы ее работы. В качестве примера Норман сравнивает автомобильную печку и кондиционер/термостат. При кажущейся схожести принцип действия у них разный.
- Печка работает за счет смешивания холодных и горячих потоков воздуха. То есть включив ее на максимум, можно добиться быстрого повышения температуры внутри автомобиля, после чего выключить / поставить на минимум.
- Кондиционер/термостат охлаждает/нагревает воздух до заданной температуры вне зависимости от интенсивности установленного режима. Фактически после достижения цели прибор начинает работать «вхолостую».
Но ведь каждый из нас хотя бы раз «выкручивал» кондиционер на максимум, верно?
Чтобы избежать подобных ситуаций, концептуальная модель дизайнера (проектировщика) должна соответствовать концептуальной модели пользователя. Однако это происходит далеко не всегда. Прежде всего потому, что дизайнер идеально знает свой продукт. Ему трудно представить себе все те сложности, с которыми может столкнуться потребитель.
Фото: Thisisengineering / Pexels
Наглядность функций
Если у прибора есть кнопка, у нее должно быть одно-единственное предназначение. Например, изменение состояния с включенного на выключенное или наоборот. Если кнопка выполняет хотя бы две задачи — это точно вызовет проблемы.
В книге приводится пример с одной из ранних версий проектора: в нем одна кнопка контролировала движение слайдов и вперед, и назад. Для первого достаточно было короткого нажатия, для второго требовалось длительное. Человек, впервые видевший проектор, тратил немало времени на его освоение.
Наглядность (или естественный дизайн) необходима не только для электротехники и других сложных устройств, но и для самых привычных в быту предметов. Например, логично расположенные ручки на тумбах «расскажут», в какую сторону и как открываются дверцы.
- На фото 1: интерьер кухни-гостиной в квартире 50,8 кв.м, ЖК «Притяжение». Дизайнеры: Александра Паньшина и Елена Жижикина, бюро Holly Design; фотограф: Кристина Плеер
- Фото 2: Hakimsatoso / Pexels
Тумбы с логично открывающимися дверцами бренда divan.ru
Естественные соответствия
Если органы управления сконструированы по аналогии с результатом действия — это и будет естественным соответствием. Яркий пример — дизайн кнопки трансформации автомобильного сиденья, выполненной в форме самого сиденья. Чтобы опустить спинку, надо нажать на соответствующую часть кнопки, что сразу же интуитивно понятно.
Отсутствие естественного соответствия ведет к путанице в ситуациях, когда ее быть не должно. Пример — вид и расположение выключателей конфорок на кухонной плите. Практически в каждом из показанных ниже вариантов трудно включить нужную конфорку с первого раза.
Другой пример: выключатели светильников. Зачастую они устанавливаются не рядом с лампой, что было бы совершенно логично, а в одном общем месте, например, у двери. В итоге включить нужную люстру или торшер сложно не только гостям, видящим эти выключатели впервые, но и хозяевам, пока они не привыкнут.
В этом проекте выключатели светильников предусмотрены в каждой функциональной зоне — перепутать и включить не тот свет просто не получится. На фото: интерьер квартиры 28 кв.м, ЖК «Городские истории». В кадре диван Хевит от divan.ru. Дизайнеры: Варвара Шалито (@shalito.design) и Валерия Нестеренко (@valeria.nesterenko); фото из личного архива дизайнеров
Светильники бренда divan.ru
Ограничители
«Чтобы сделать вещь простой в применении, нужно исключить все возможные неверные действия или ограничить их выбор», — пишет Норман. Возьмем сим-карты: благодаря дизайну, а именно — срезанному углу и расположению контактов, они вставляются в гнезда телефонов только в одном, правильном, положении.
В более сложных вещах, где ограничения создать не так просто, действует другой принцип: правильные действия нужно делать заметными, а неправильные — наоборот.
Этот же принцип применяется при разработке и производстве мебели. Разложить или собрать диван неправильно просто не получится: направляющие и/или другие элементы механизма не позволят этого сделать.
Механизм двухсекционный «МТД» позволяет разложить диван на две раздельные секции. Вместе они образуют полноценное спальное место
- На фото 1: интерьер кухни-гостиной в квартире 32,8 кв.м, ЖК «Новое Внуково». В кадре диван Ольен Мини, консоль Ивейн-1, ТВ-тумба Леман-3 и подушка Винси — все от divan.ru. Хоумстейджеры: Амина Кондратьева и Варвара Гущина; фотограф: Ольга Пегова
- На фото 2: диван Ольен Мини от divan.ru
Диваны с понятным механизмом трансформации бренда divan.ru
Обратная связь
Хорошая продуманная конструкция дает нам обратную связь, даже когда мы этого не замечаем. Например, раскладывая диван с механизмом «клик-кляк», мы опускаем спинку вниз, пока не услышим характерный щелчок — он означает, что механизм сработал. Этот щелчок и есть обратная связь, которую нам предоставляет диван.
Отсутствие обратной связи при использовании любой вещи похоже на сюрреализм: это как петь и не слышать собственного голоса или рисовать карандашами, которые не оставляют след. Такой дизайн не вызывает радости от использования, поэтому точно не приживется.
Диваны с механизмом «клик-кляк» бренда divan.ru
Вместо выводов
- Хороший дизайн — это не только красота, но и легкость использования. Когда нужна длинная и сложная инструкция, дизайн не очень хорош.
- Удачный дизайн имеет четыре составляющих: наличие подсказок на самом изделии, естественные соответствия, которые мы считываем интуитивно, ограничители, не позволяющие использовать вещь неправильно и обязательное наличие обратной связи.
- Не все, к чему мы привыкли — пример хорошего дизайна. Не стесняйтесь делиться с производителями впечатлениями об использовании их изделий. Ваши отзывы помогают совершенствовать продукт, делать его лучше и удобнее.
Фото: Thirdman / Pexels
Об авторе статьи
Ирина Пылыпив, автор блога «Книжная полка Ирэн Адлер».